неба свод |
«НЕБО, в мифологии важнейшая часть космоса. Небо - это прежде всего абсолютное воплощение верха, члена одной из основных семантических оппозиций (см. Верх и низ). Его наблюдаемые свойства – абсолютная удаленность и недоступность, неизменность, огромность слиты в мифотворческом сознании с его ценностными характеристиками – трансцендентностью и непостижимостью, величием и превосходством Неба над всем земным; Небо простерто над всем, все «видит», отсюда его всеведение; оно внешне по отношению ко всем предметам мира, поэтому оно – «дом» всего мира. Иногда Небо является женским началом, матерью, но чаще оно – мужское, плодотворящее начало (дождь). Как податель тепла и влаги Небо – активная творческая сила, источник блага и жизни: воздух, облака, туман, наполняющие Небо, представляются субстанцией человеческой души-дыхания, и при параллелизме микро- и макрокосма Небо оказывается душой универсума, воплощением абсолютной «духовности». В космогонии появление Неба описывается как расчленение хаоса, выделение верха и низа, то есть Неба и земли. Их слитность передается в мифах также как священный брак Неба-отца и земли-матери. В космогоническом акте первозданный хаос, который имеет облик чудовища, хтонического или водного, либо сам порождает Небо и землю (в более архаичных космогониях), либо последние создаются из него демиургом (в развитых мифологиях). Во многих мифах Небо само по себе или вместе с землей происходит из яйца мирового. В отделении неба от земли участвует божество воздуха, демиург или сам бог Неба. Наиболее простое представление о форме Неба – это представление о Небе, как шатре, шалаше, палатке, куполе, который образует стены и крышу над полом-землей. С представлениями о мировой горе связано представление о Небе-горе, или Небе на горе. Мировая гора или держит на своей вершине Небо, или вершина есть Небо как место обитания богов (ср. Олимп), или гора и есть Небо, так, в зороастризме сохранено представление о небе как семи прозрачных горах - одна внутри другой. Всякий холм и возвышенность репрезантивны небу; на горе почитается бог неба, человек встречается с Богом (ср. Моисей на горе Синай). Гора – образ верха и высоты, но не абсолютного верха, как небо, а как бы медиативного – пути наверх, в высоту на небо. Представления о многоуровневом небе распространены в мифологиях всего мира. Халдейская астрология знает трёхсферное небо и семисферное небо, сохранившееся в мусульманской традиции. В джайнской мифологии эта конструкция доходит до 63 небес. В буддийской мифологии небеса представляют собой последовательные ступени возрастания божественного блаженства; по мере повышения «этажности» постепенно исчезают чувственные радости, уступая место духовным наслаждениям вплоть до растворения в нирване (аналогично этапам йогической аскезы). Таким образом, небо – своего рода путь странствования души, что является модификацией архаического мотива странствия на небо». |
Мифы народов мира, том 2, стр. 206-207 |