САНСАРА (др.-инд. Samsara, «блуждание», «переход через различные состояния», «круговорот»)

В этико-религиозных воззрениях индийцев обозначение мирского бытия, связанного с цепью рождений и переходом из одного существования в другое, а также – населенных живыми существами миров, в которых происходит этот переход. Идея САНСАРЫ и её преодоления, выхода из цепи существований занимает центральное место в ряде этико-религиозных систем, созданных в Индии (в индуизме, джайнизме, буддизме). Характерен образ переправы через океан САНСАРЫ как метафорическое описание преодоления мирской суеты, спасения. В натурфилософском аспекте идея САНСАРЫ связана с представлениями о периодическом возникновении и уничтожении миров.

В буддийских религиозно-мифологических представлениях САНСАРА обозначает бытие, которое неизбежно связано со страданием и перерождением живых существ. САНСАРА противопоставляется НИРВАНЕ.  Мифологический аспект понятия САНСАРА таков: в безначально существующей САНСАРЕ есть шесть видов существ – боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки. Хотя способ существования в этих шести воплощениях по внешним проявлениям неодинаковый  (первые три считаются относительно благоприятными, последние три -  неблагоприятными), суть всех их одинакова – страдание. Вся САНСАРА представляет замкнутую систему: после смерти существа перерождаются или в своей прежней сфере, или в более благоприятных, или в менее благоприятных сферах в зависимости от совершенных ими поступков (КАРМА): например, тот, кто в этой жизни является человеком, может после смерти переродиться в бога, а затем в обитателя нараки, затем стать претой, животным, асурой и т.д. Цепь перерождений является безначальной, но она может иметь конец, которым и служит нирвана. Достичь нирваны в состоянии только люди, поэтому рождение в облике человека считается особенно благоприятным (хотя жизнь богов кажется более счастливой). (см. Воскресение)

Мифы народов мира, том 2 стр.406

<<Назад

Сайт управляется системой uCoz