И оставил Духа след

«Нет ни одной восточной религии,- говорил Берлиоз, - в которой, как правило, непорочная дева не произвела бы на свет Бога. И христиане, не выдумав ничего нового, точно так же создали Иисуса, которого на самом деле никогда не было в живых. Вот на этом то и нужно сделать главный упор…

-Но, позвольте вас спросить, после тревожного раздумья заговорил заграничный гость, как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?

-Увы!- с сожалением ответил Берлиоз, ни одно из этих доказательств ничего не стоит, и человечество давно сдало их в архив. Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования Бога быть не может».

 

Михаил Булгаков, «Мастер и Маргарита».

 

В отличие от религии, утвердившей примат веры над разумом, наука история относится гораздо более скептично к личности Иисуса Назарянина. Наука история говорит, что помимо Иисуса Христа существовали многочисленные культы умирающих и воскресающих богов плодородия. Наука история утверждает, что  бесспорных исторических материалов, подтверждающих благую весть о Христе, не существует. Наука история настаивает, что вера в Спасителя была спровоцирована ломкой общественных отношений поздней Римской империи, сопровождавшейся страшными лишениями основной массы населения и всеобщим ожиданием Страшного Суда. Скепсис науки был непреодолим вплоть до появления на свет божий Туринской плащаницы, которую папа Павел VI назвал самой важной реликвией в истории христианства.

На этом льняном полотне желтовато-белого цвета размером 4,3 на 1.1 метра находится изображение тела и головы человека в виде желтовато-коричневых пятен, явственно очерчивающих тело, руки, ноги, лицо, волосы лежащего человека. Кроме желтовато-коричневых отпечатков лица и тела на плащанице есть более темные красно-коричневые пятна, соответствующие большим и малым ранам Христа, которые, согласно Евангелиям, были нанесены ему при распятии (следы ударов бича, уколов тернового венца, ран от гвоздей в запястьях и нижних частях голеней и от копья в правом боку). Изображение мертвого человека и характер ран, всё это на удивление точно воссоздавало картину страстей Господних, описываемых в Евангелиях, в первую очередь в Евангелии от Иоанна, называемом еще духовным Евангелием.

Исследование плащаницы, таинственным образом обнаруженной в         веке, началось в конце прошлого столетия. Вот что повествуют об этом сами историки:

«Всё началось с первой фотографии плащаницы, сделанной в 1898 году во время её очередной выставки. К изумлению фотографа, проявлявшего пластинку, расплывчатые пятна изображения на ткани получились на негативе гораздо более отчетливыми и позволили выявить множество неразличимых простым глазом деталей. Более того, стало очевидным, что само изображение имеет характер негатива, иными словами, темными на нем являются те участки, которые на обычном изображении были бы светлыми и наоборот. Поэтому на фотопластинке получилось именно позитивное изображение, обладавшее реалистическими чертами человеческого лица и тела, не воспринимавшиеся столь ясно на подлиннике.

Исследованием фотоснимков плащаницы занялись профессор сравнительной анатомии университета Сорбонны И.Деляж и биолог П.Виньон. Они нашли, что и лицо и тело до мельчайших деталей совершенно верны анатомически, более того, они смогли обнаружить характерные черты посмертного окоченения, наступившего в распятом положении, проявляющиеся в прямизне конечностей, подгибе больших пальцев, расширении грудной клетки, напряженности бедренных мускулов. Подтеки крови, по мнению ученых, выглядят так, как будто они образовались на теле естественным путем. Они отражают положение распятого тела (в особенности подтеки на предплечьях и от ран на запястьях) и позволяют установить, как были расположены руки в момент образования этих подтеков. Небольшие отклонения в направлении ручейков крови говорят о том, что распятый человек от боли и затруднения дыхания дергался. Помимо следов ран от гвоздей, копий и терний имеется множество следов небольших ран, оставленных металлическими крючками, которые крепились на биче. Мелкие царапины и припухлости на лице и теле окончательно убедили исследователей в том, что перед ними не рисунок, пусть самый реалистический, а естественно образовавшийся отпечаток с реального мертвого тела.

Все эти совпадения были настолько ошеломляющи, что Деляж, который вовсе не был верующим католиком, а, наоборот, был известен как атеист и скептик, и его коллега Виньон пришли к выводу, что отпечаток на плащанице действительно оставлен телом распятого евангельского Иисуса Христа. Их заявление произвело сенсацию в одних кругах и вызвало шоковое состояние в других. Однако это было только началом исследования плащаницы.

Ряд новых фотографий был сделан в 1931 году. Эти фотографии были более детальны, получены с помощью более совершенной техники, чем в 1898 году, и по ним были проведены повторные исследования. В целом подавляющее большинство паталагоанатомов, исследовавших плащаницу, придерживаются мнения, что анатомически безупречное изображение позволяет считать его отпечатком, полученным с трупа, а не со статуи и не рисунком…

Одним из наиболее удививших публику элементов изображения является то, что гвозди, пронзающие руки, проходят через кости запястья, тогда как на всех без исключения средневековых изображениях тела Христа гвоздями пробиты не запястья, а ладони.  Французский хирург П.Барбе провел ряд опытов на трупах по выяснению условий формирования ран, идентичных восстанавливаемым по  плащанице. Он установил, что тело не удержится на кресте, если гвозди будут вбиты в ладони. Ткани ладоней разрываются под тяжестью значительно меньшей, чем тяжесть тела. Только гвозди, вбитые в запястье, способны выдержать эту тяжесть». (здесь и далее цитируется по С.А.Арутюнов, Н.Л.Жуковская «Святые, реликвии»: миф и действительность» М., 1987)

Анализ состава и способа изготовления самой ткани делают весьма вероятным её ближневосточное изготовление. По остаткам насекомых и пыльцы специалисты установили, что ткань соприкасалась с открытым воздухом в Палестине.

«Большой интерес вызвали проявившиеся при микрофотографировании в поляризованном свете и при компьютерном сканировании изображения (когда по плоскому отпечатку был восстановлен предполагаемый объемный прототип) отпечатки монет на глазах человека с плащаницы.

Археологически подтверждено, что евреи в начале нашей эры клали монеты на глаза погребенного и хоронили тело вместе с ними  (римляне и эллины тоже клали монеты, но не на глаза покойному, а в саркофаг рядом с останками). Однако дело не только в том, что обнаружены отпечатки монет. Как утверждают специалисты, производившие фотографирование, и подтверждают это многочисленными фотографиями, на полотне отпечатались некоторые элементы рисунка монет, чеканившихся только после 30 года нашей эры. Одна из них весьма редкая монета – лепта Пилата, на которой надпись «император Тиберий» (TIBERIOU KAICAROC) дана с ошибкой, а именно не  KAICAROC,  а  CAICAROC. На микрофотографиях видны только буквы  U CAI, однако их форма полностью совпадает с формой букв лепты Пилата. Любопытно, что до публикации этих фотографий нумизматам не было известно о существовании варианта монеты с ошибкой, но после публикации в разных коллекциях обнаружилось пять таких монет».

Накопив такое количество поразительных фактов, наука оказалась перед лицом самой важной загадки, не разгаданной и по сей день – каким образом появилось изображение на полотне? Что это: чудо или искусная подделка?

Сам физический механизм появления изображения сомнений не вызывает:

«Сейчас установлено с полной достоверностью, что изображение на плащание создано различными оттенками потемнения поверхностных волокон ткани в результате дегидратации (обезвоживания) целлюлозы. Дегидратация целлюлозы – естественный и повсеместно идущий процесс. Именно им обусловлено пожелтение и побурение всех старинных тканей и бумаг. Нагрев, радиация, химическое воздействие разных веществ (кислот, щелочей, пота, грязи) ускоряют его, так что подверженные воздействию внешних факторов участки темнеют больше, чем защищенные».

Вопрос заключается в том, появился ли отпечаток естественным путем, или же изображение было искусно подделано неким неведомым мастером? И если изображение возникло вследствие естественных причин, то кто же этот погибший человек – сам Христос или религиозный фанатик, принявший мученическую смерть во имя укрепления веры остальной паствы?

Все попытки объяснить появление отпечатка естественным образом, как-то ускоренной дегидратации отдельных участков полотна под влиянием аммиачных испарений от пота и положенных в могилу благовоний, повышенной радиоактивности трупа, удара молнии или же заболевания человека порфирой не подтвердилась.

Вторая гипотеза, гипотеза искусственного происхождения плащаницы, натолкнулась на не менее непреодолимые препятствия:

«…художник, создавший образ на плащанице, если только он действительно существовал, независимо от того, в каком веке он жил и действовал, должен был быть поистине уникальной личностью в истории мирового искусства. Прежде всего, это должен был быть гениальный художник, безупречно знавший анатомию человеческого тела. Кроме того, у него должны были быть незаурядные исторические и литературные познания в евангелии, в древнеримских законах и древнееврейских религиозных обычаях, в истории материальной культуры – знание инструментов казни и пыток и т. д. Он должен был  так искусно нанести кровяные подтёки, что они позволили судебно-медицинским экспертам ХХ века восстановить в деталях картину агонии и смерти распятого человека. В довершение всего этого он должен был быть нумизматом, имевшим в своей коллекции редкие палестинские монеты периода правления Тиберия. Перед нами встает портрет совершенно уникальной личности, сопоставимой по своей универсальности и силе таланта разве что с Леонардо да Винчи.

В заключение остается отметить, что даже если дальнейшие исследования отнесут время изготовления ткани к началу нашей эры и если подтвердится гипотеза о формировании отпечатка естественным образом в результате контакта ткани с мёртвым телом, плащаница останется лишь свидетельством совершённой в римские времена казни человека распятием, ряд характерных деталей которой совпадает с деталями описанного в евангелии распятия и погребения Христа. Ещё раз подчеркнём – изображение на плащанице – это не отпечаток богочеловека, не свидетельство его чудесного Воскресения и не чудо само по себе, а результат вполне материальных физико-химических процессов. И Туринская плащаница, если будет доказана её подлинность, займёт своё место в ряду других историко-археологических памятников определенной эпохи, как это случилось с кумранскими рукописями, рассказавшими  исследователям много нового  о времени формирования христианской религии.  Говоря о подлинности плащаницы, авторы имеют в виду признание того факта, что в неё некогда (возможно в I веке) был завёрнут мужчина, казнённый и погребённый в соответствии с обычаями того времени, что она не искусная подделка, что это отпечаток тела, а не творение художника. Что же касается того, можно или нет считать отпечатавшегося человека Иисусом, это уже вопрос не науки, а веры, выходящей за рамки решаемой средствами науки проблемы подлинности плащаницы».

«Дальнейшие исследования», а именно результаты радиоуглеродного анализа времени происхождения полотна охладили пыл многих сторонников того, что плащаница несёт на себе действительное изображение евангельского Христа. Дело в том, что эти результаты, обнародованные в 1988 году, свидетельствовали о времени происхождения плащаницы – ХIV век. А это, по обыденной логике вещей, значит, что если изображение и образовалось естественным путём, то это в любом случае не отпечаток Иисуса Христа…

Значит ли это, что святая реликвия оказалась обыкновенной фальшивкой? Судите об этом сами, попытаясь ответить для себя всего на три вопроса.

1.О способе происхождения плащаницы.

Не был ли негативный отпечаток на полотне вызван излучением времени, несущего в себе организацию при гибели её носителя – храма тела человеческого? Подсказку к ответу возьмем из работы Н.А.Козырева «О влиянии времени на вещество»:

«Опыт показал, что процессы, вызывающие рост энтропии [например, гибель человека], излучают время. При этом у находящегося поблизости вещества упорядочивается его структура. … Под воздействием времени могут изменяться самые разнообразные свойства вещества».

Излучение времени так же способно вызвать ускоренную дегидратацию полотна, как и нагревание, или радиация, или химическое воздействие, и так же оставит негативный отпечаток на находящемся вблизи полотне, как любое другое излучение.

2.О времени происхождения плащаницы.

Не было ли излучение времени мощнейшим фактором, сдвинувшим данные радиоуглеродного анализа на тринадцать веков в будущее? Чудеса, творимые физическим временем, дают полное основание сделать такое допущение, которое должно быть проверено на практике:

 «Время представляет собой целый мир загадочных явлений, и их нельзя проследить логическими рассуждениями. Свойства времени должны постоянно выясняться физическими опытами».  Н.А.Козырев, «О возможности экспериментального исследования свойств времени».

3.О личности человека, завернутого в плащаницу.

Миллионы людей были облечены в посмертный саван, но ни у одного из них исходящий из тела Дух не  оставил отпечатка на окружающем полотне. Значит Сын Человеческий, чьё изображение отпечаталось на  плащанице, точнее мощность организации его Святого Духа, соприкоснувшегося с льняным полотном и оставившего след, многократно превосходит мощность (плотность) организации простого смертного, что вполне соответствует и объясняет те чудеса исцеления и повеления стихиями, с которыми можно познакомиться в  евангелиях.

                                                      

 <<Назад

Сайт управляется системой uCoz