В том, что Космосом зовут,

«Космос -  (от греч. «порядок», «упорядоченность»; «строение», «устройство»; «мировой порядок», «мир», «мироздание»), в мифологической и мифологизированной раннефилософской традиции мироздание, понимаемая как целостная, упорядоченная, организованная в соответствии с определенным законом (принципом) вселенная.

Всем мифологическим системам присущ (в большей или меньшей степени) общий набор  черт, определяющих Космос. Он противостоит хаосу: Космос всегда вторичен по отношению к хаосу как во времени, так и по составу элементов, из которых он складывается. Космос возникает во времени и во многих случаях – из хаоса (часто путем восполнения, «прояснения» свойств хаоса: тьма преобразуется в свет, пустота – в заполненность, аморфность в порядок, непрерывность – в дискретность, безвидность – в «видимость» и т.п.) или из элементов, промежуточных между хаосом и Космосом. Космос характеризуется «временностью» не только в своем начале (поскольку он возник), но нередко и в конце, когда он должен погибнуть в результате некоего катаклизма (вселенского потопа, пожара) или постепенного снашивания, «срабатывания» космического начала в хаосе. Иногда эта катастрофа мыслится как окончательная, в других случаях считается, что за ней должно последовать становление нового Космоса (напр., в эддическом «Прорицании вёльвы»).

Взаимоотношения Космоса и хаоса осуществляются не только во времени, но и в пространстве. И в этом случае Космос нередко представляется как нечто включённое внутрь хаоса, который окружает Космос извне. Расширяющийся и самоустрояющийся Космос оттесняет хаос на периферию, изгоняет из этого мира, но не преодолевает его. Сферическая схема Космоса, объятого хаосом, первозданным океаном, мировой бездной, может заменяться вертикальным или горизонтальным вариантом, при котором хаос помещается ниже Космоса или на крайней его периферии.

Ряд признаков характеризует представление о Космосе в целом, в его наиболее совершенном виде:

Целостность, наличие широкого внешнего пространства;

Членимость пространства и времени, являющаяся основой для выделения элементов и вещей, обособления их и установления отношений между ними;

Упорядоченность и организованность Космоса, наличие некоего общего принципа, закона, управляющего Космосом;

Происхождение в результате ряда элементарных космогонических актов;

Антропоцентрическое понимание Космоса как вместилища жизни, человека (ср.  многочисленные мифы  о происхождении Космоса из членов тела первочеловека или, наоборот, человека из элементов Космоса);        См. также Воскресение (С.Г.)  

Различимость, воспринимаемость Космоса и его элементов;

Эстетическая отмеченность Космоса, его «украшенность», «видность», красота.

Вертикальная структура Космоса трехчлена и состоит из верхнего мира (небо), среднего мира (земля) и нижнего мира (подземное царство, преисподняя). Иногда нижний мир трактуется как хаос, что влечет  за собой исключение его из трёхчленной схемы космической вселенной. Выделяется также состоящая из четного числа элементов горизонтальная структура Космоса с вычленением  2, 4, 8, 16, и т.п. направлений.  Горизонтальная и вертикальная структуры Космоса обыгрываются в соответствующих мифах и ритуалах.

Космос подчинен действию общего закона меры, справедливости и т.п., выравнивающего нарушения космической структуры. Обычно этот закон равно определяет и сам Космос, и его крайнее звено – человека, т.е. выступает как принцип, лежащий в основе мифологической  «физики Космоса», с одной стороны, и человеческой нравственности – с другой. Космический закон еще больше связывает Космос и человека (макрокосм и микрокосм)».

Мифы народов мира, том 2 стр. 9-10.

<<Назад

Сайт управляется системой uCoz