Креста

«КРЕСТ, в мифопоэтических и религиозных системах один из наиболее распространенных символов, нередко функционирующий как символ высших сакральных ценностей.

Крест часто выступает как модель человека или антропоморфного божества – антропоморфоцентричность Креста и «крестообразность» человека с распростёртыми руками постоянно обыгрывается в ритуале, в фольклоре, в мифологических и религиозных сюжетах. Вместе с тем Крест моделирует духовный аспект: восхождение духа, устремление к Богу, к вечности. Структура храма также моделируется Крестом как в его вертикальном аспекте, воспроизводящим вертикаль Креста (уровень предстоящих, алтарь на возвышении, иконостас, воздвигнутый Крестом, божественные персонажи в куполе или на парусах), так и в вертикальном аспекте…  Крест выступает как геометризированный вариант Древа Мирового с теми же двумя основными координатами и семичленной системой космологической ориентации, но с обостренной антропоцентрической идеей.

Во многих культурно-исторических традициях Крест символизирует жизнь, плодородие, бессмертие, дух и материю в их единстве, активное мужское начало; с Крестом связывается идея процветания, удачи. Крест нередко соотносится с фаллосом. Вместе с тем Крест соотнесён и с образом мучения и смерти. И прежде всего он сам её орудие, инструмент пыток, страстей, мук и ужаса. Но на Кресте принимают не только безблагодатную и позорную смерть (как преступники в Риме). Основная мифологема, связанная с Крестом, подчеркивает иное: человек (или божество), висящий на Кресте и раскинувший руки по сторонам Креста [иногда эта схема дублируется птицей с распростертыми крыльями (ср.  с одной стороны, соответствующий образ мирового древа, а с другой – голубя, в которого воплотился Дух Святой в христианской символике)], умирает, чтобы через крестные мучения и крестную смерть возродиться к новой (вечной) жизни.  Эта двоякая ориентированность Креста объясняет ещё одну идею, связываемую с Крестом, - выбор между счастьем и несчастьем, жизнью и смертью, процветанием и упадком».

Мифы народов мира, том 2 стр.12-13.

<<Назад

Сайт управляется системой uCoz